Супервайзер
Понятие «Супервайзер» пришло к нам из Соединённых Штатов Америки начала 70-х годов, оно имеет английские корни — supervisor («надсмотрщик», «надзирающий»). Само появление этой должности в американских компаниях было обусловлено развитием технологий и необходимостью усиления контроля за персоналом. С приходом западных технологий в Россию и Беларусь также появилась и «прижилась» должность «супервайзера». Однако как всегда, в условиях национальной специфики ведения бизнеса, зачастую звучным иностранным словом назывались и должности руководителей любого ранга, и специалистов, а также профессии рабочих. Но мода на все иностранное проходит, остается голый практицизм.
- Описание
-
Кто же такой Супервайзер?
Супервайзер может быть как штатной единицей, так и внештатной — это зависит от специфики деятельности организации, от степени необходимости контроля за действиями персонала на том или ином этапе развития компании.
Иногда организации прибегают к услугам сторонних супервайзеров для проведения разовых мероприятий.
Такое привлечение внештатных «контролеров» имеет место, например, при проведении различных промоушен-акций. Слово «Супервайзер» можно встретить и в «сетевом маркетинге» — это достигшие определенного уровня функционеры в пределах своей «сети». Также данная должность встречается в компаниях-дистрибьюторах, которые занимаются продажами товаров FMCG.
По мнению экспертов рынка, обучиться профессии Супервайзера в вузе или в каком-либо другом учебном заведении невозможно: желательно проходить весь карьерный путь, начиная с самых первых ступеней, и на собственном опыте познавать тонкости работы агентов по продажам и торговых представителей. Лучшей школой для Супервайзера были и остаются иностранные компании.
Что же собой представляет должность Супервайзера в подобных белорусских компаниях?
Супервайзер или СВ, как его сокращенно называют, это вчерашний торговый представитель, который совсем недавно был членом команды-отдела под руководством Супервайзера, ездил в торговые точки, общался с Клиентами, следуя шагам визита, осуществлял работу по Заявке, «работал» с возражениями клиента при продаже и устранял дебиторскую задолженность. И был лучшим в своей команде. В связи с этим он удостаивался делегирования некоторых задач от своего Супервайзера: например, обучение новичка в команде на маршруте, знакомство с Клиентами на территории, проведение рабочего собрания группы, право самостоятельно вести ответственные переговоры, участие в подготовке отчета Супервайзера и другое. В общем, был его правой рукой и, наконец, достиг того уровня, в иных случаях, дождался ротации персонала, когда сам уже может занять место своего руководителя и выполнять функции CВ.
Супервайзер — это именно должность, а не специальность. Супервайзеры осуществляют надзорные функции, выполняют административные задания с целью гарантированности эффективной работы персонала.
Должность эта низкого или среднего управленческого уровня. В подчинении у Супервайзера, как правило, находится группа работников, численность которой редко превышает 15 человек (в FMCG-компании 4-6 человек). Такое количество подчиненных с точки зрения психологов считается максимальным для сохранения возможности установления персонального контакта с каждым из них.
Доверительные отношения с каждым работником позволяют Супервайзеру максимально эффективно задействовать его способности для решения поставленных задач. Здесь Супервайзер выступает уже в качестве куратора, наставника, который может научить, подсказать, указать на ошибку. При этом Супервайзер дает объективную оценку каждому работнику, которая влияет на их дальнейшую работу в компании, поскольку такая оценка включается в отчет о проделанной работе с целью определения выполнения установленных норм.
Сам Супервайзер не выполняет работ по реализации поставленной перед его командой задачи, однако в исключительных случаях он может на время заменить отсутствующего или отстраненного им работника. Поэтому Супервайзер всегда должен быть готов уметь выполнять все то, что он требует от своих подчиненных.
Идеальным для этой должности считается сотрудник, обладающий навыками планирования и системным мышлением — умением видеть ситуацию в целом и прогнозировать ее развитие. Нужно отлично знать структуру и технику продаж, уметь вести переговоры, знать специфику рынка и основы мерчендайзинга. Супервайзер работает в команде, а значит, ему должны быть присущи такие личные качества, как коммуникабельность, наблюдательность, стрессоустойчивость, способность работать в интенсивном режиме, быстрая реакция, требовательность, способность к обучению и знание психологии общения. Также очень важно наличие лидерских качеств и умение грамотно организовать работу группы.
И важно понимать — отсидеться в кресле не получится. Придется прилично побегать, вернее сказать, поездить, а для этого необходим автомобиль. Супервайзер постоянно наблюдает за работниками, и 30-50% времени проводит в разъездах по торговым точкам, закрепленным за его подчиненными. Именно поэтому, как правило, возраст Супервайзера составляет 20-40 лет. Время в офисе он посвящает работе с отчетами и документами, поэтому ему требуется знание различных офисных программ, а также специализированной — «1С: Торговля и Склад».
Итак, основные обязанности Супервайзера в FMCG-компании.
- ставить перед подчиненными задачи, распределять участки работ, расставлять приоритеты;
- корректировать работу персонала при сбоях в общем порядке работы;
- организовывать взаимозаменяемость работников;
- контролировать соблюдение графика работ, расстановку персонала в соответствии со штатным расписанием;
- проверять обеспеченность работников материально-техническими и информационными ресурсами;
- предотвращать и ликвидировать конфликтные ситуации в коллективе;
- оценивать качество работы каждого подчиненного;
- присутствовать при общении работников с клиентами, указывать на возможные недочеты;
- предлагать способы поощрений и взысканий;
- организовывать учебные курсы и персональное наставничество;
- определять критерии требований к кандидатам на работу и принимать участие в отборе претендентов;
- представлять новичков коллективу, знакомить их с условиями работы и основными принципами кадровой политики;
- обеспечивать взаимодействие коллектива с другими подразделениями компании;
- составлять отчеты о готовности каждого конкретного работника к выполнению тех или иных задач, о достигнутых результатах, о причинах, приведших к срыву выполнения планов;
- выполнять при необходимости работу отдельных сотрудников из своей группы.
Доход Супервайзера в торговой компании-дистрибьюторе складывается, как правило, из фиксированного оклада и процентов от продаж его группы.
Как правило, заработная плата супервайзера не сильно отличается от заработной платы торгового представителя, особенно учитывая уровень ответственности и сложности постеленных задач. Но все это окупается развитием новых компетенций и возможностью получения ценного управленческого опыта, который позволит, впоследствии, подняться на следующую ступень карьерной лестницы.
Так что, если Вы работаете торговым представителем и понимаете, что уже могли бы перейти на следующий уровень, не лишайте себя возможности вырасти профессионально, обратитесь к своему руководителю или в компетентный отдел и расскажите о своих амбициях.